«Мистические картины»

Со многими произведениями живописи связаны мистические истории и загадки. Более того, некоторые специалисты считают, что к созданию ряда полотен причастны темные и тайные силы. Основания для такого утверждения есть. Уж слишком часто с этими роковыми шедеврами происходили удивительные факты и необъяснимые события — пожары, смерти, безумие авторов…Одной из самых известных «проклятых» полотен является «Плачущий мальчик» — репродукция картины испанского художника Джованни Браголина. История создания ее такова: художник хотел написать портрет плачущего ребенка и в качестве натурщика взял своего маленького сына. Но, поскольку малыш не мог плакать на заказ, то отец специально доводил его до слез, зажигая перед его лицом спички.

Художник знал, что его сын панически боялся огня, но искусство было ему дороже, чем нервы собственного ребенка, и он продолжал над ним издеваться. Однажды доведенный до истерики малыш не выдержал и крикнул, обливаясь слезами: «Гори ты сам!» Это проклятие не замедлило сбыться — через две недели от пневмонии умер мальчик, а вскоре заживо сгорел в собственном доме и его отец… Это предыстория. Свою зловещую славу картина, точнее — ее репродукция, обрела в 1985 году, в Англии. Произошло это благодаря серии странных совпадений — в Северной Англии одно за другим начали происходить возгорания жилых домов. Были человеческие жертвы. Некоторые пострадавшие упоминали, что из всего имущества чудесным образом уцелела только дешевая репродукция с изображением плачущего ребенка. И таких сообщений становилось все больше, пока, наконец, один из пожарных инспекторов во всеуслышание не заявил, что во всех без исключения сгоревших домах был найден нетронутым «Плачущий мальчик». Тут же газеты захлестнула волна писем, где сообщалось о различных несчастных случаях, смертях и пожарах, которые происходили после того, как хозяева покупали эту картину. Разумеется, «Плачущий мальчик» тут же стал считаться проклятым, всплыла история его создания, обросла слухами и выдумками… В итоге одна из газет опубликовала официальное заявление о том, что все, у кого есть эта репродукция, должны немедленно от нее избавиться, и властями впредь запрещено приобретать и держать ее дома. До сих пор «Плачущего мальчика» преследует дурная слава, особенно в Северной Англии. Кстати, оригинал до сих пор не найден. Правда, некоторые сомневающиеся (особенно у нас в России) намеренно вешали у себя на стену этот портрет, и, вроде бы, никто не сгорел. Но все же желающих проверить легенду на практике очень немного. Другим известным «огненным шедевром» считаются «Водяные лилии» импрессиониста Моне. Первым от нее пострадал сам художник — его мастерская едва не сгорела по непонятным причинам.

Художник знал, что его сын панически боялся огня, но искусство было ему дороже, чем нервы собственного ребенка, и он продолжал над ним издеваться. Однажды доведенный до истерики малыш не выдержал и крикнул, обливаясь слезами: «Гори ты сам!» Это проклятие не замедлило сбыться — через две недели от пневмонии умер мальчик, а вскоре заживо сгорел в собственном доме и его отец… Это предыстория. Свою зловещую славу картина, точнее — ее репродукция, обрела в 1985 году, в Англии. Произошло это благодаря серии странных совпадений — в Северной Англии одно за другим начали происходить возгорания жилых домов. Были человеческие жертвы. Некоторые пострадавшие упоминали, что из всего имущества чудесным образом уцелела только дешевая репродукция с изображением плачущего ребенка. И таких сообщений становилось все больше, пока, наконец, один из пожарных инспекторов во всеуслышание не заявил, что во всех без исключения сгоревших домах был найден нетронутым «Плачущий мальчик». Тут же газеты захлестнула волна писем, где сообщалось о различных несчастных случаях, смертях и пожарах, которые происходили после того, как хозяева покупали эту картину. Разумеется, «Плачущий мальчик» тут же стал считаться проклятым, всплыла история его создания, обросла слухами и выдумками… В итоге одна из газет опубликовала официальное заявление о том, что все, у кого есть эта репродукция, должны немедленно от нее избавиться, и властями впредь запрещено приобретать и держать ее дома. До сих пор «Плачущего мальчика» преследует дурная слава, особенно в Северной Англии. Кстати, оригинал до сих пор не найден. Правда, некоторые сомневающиеся (особенно у нас в России) намеренно вешали у себя на стену этот портрет, и, вроде бы, никто не сгорел. Но все же желающих проверить легенду на практике очень немного. Другим известным «огненным шедевром» считаются «Водяные лилии» импрессиониста Моне. Первым от нее пострадал сам художник — его мастерская едва не сгорела по непонятным причинам.

Затем погорели новые владельцы «Водяных лилий» — кабаре на Монмартре, дом одного французского мецената и даже Нью-Йоркский музей современных искусств. В настоящее время картина находится в музее Мормотон, во Франции, и своих «пожароопасных» свойств не проявляет. Пока. Другая, менее известная и внешне ничем не примечательная картина-»поджигатель» висит в Королевском музее Эдинбурга. Это портрет пожилого мужчины с вытянутой рукой. По поверью, иногда пальцы на руке написанного маслом старика начинают шевелиться. И тот, кто увидел это необычное явление, обязательно примет смерть от огня в самое ближайшее время. Две известных жертвы портрета — лорд Сеймур и капитан дальнего плавания Бэлфаст. Оба они утверждали, что видели, как старик шевелил пальцами, и оба впоследствии погибли в огне. Суеверные горожане даже требовали от директора музея убрать опасную картину от греха подальше, но тот, разумеется, не согласился — именно этот невзрачный и не имеющий особой ценности портрет и привлекает большинство посетителей. Знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи не только восхищает, но и пугает людей. Помимо предположений, вымыслов, легенд о самой работе и об улыбке Моны Лизы, существует теория, будто бы этот самый известный портрет в мире крайне отрицательно воздействует на созерцающего. Например, официально зарегистрировано более сотни случаев, когда посетители, долго лицезревшие картину, теряли сознание.

Затем погорели новые владельцы «Водяных лилий» — кабаре на Монмартре, дом одного французского мецената и даже Нью-Йоркский музей современных искусств. В настоящее время картина находится в музее Мормотон, во Франции, и своих «пожароопасных» свойств не проявляет. Пока. Другая, менее известная и внешне ничем не примечательная картина-»поджигатель» висит в Королевском музее Эдинбурга. Это портрет пожилого мужчины с вытянутой рукой. По поверью, иногда пальцы на руке написанного маслом старика начинают шевелиться. И тот, кто увидел это необычное явление, обязательно примет смерть от огня в самое ближайшее время. Две известных жертвы портрета — лорд Сеймур и капитан дальнего плавания Бэлфаст. Оба они утверждали, что видели, как старик шевелил пальцами, и оба впоследствии погибли в огне. Суеверные горожане даже требовали от директора музея убрать опасную картину от греха подальше, но тот, разумеется, не согласился — именно этот невзрачный и не имеющий особой ценности портрет и привлекает большинство посетителей. Знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи не только восхищает, но и пугает людей. Помимо предположений, вымыслов, легенд о самой работе и об улыбке Моны Лизы, существует теория, будто бы этот самый известный портрет в мире крайне отрицательно воздействует на созерцающего. Например, официально зарегистрировано более сотни случаев, когда посетители, долго лицезревшие картину, теряли сознание.

Самый известный случай произошел с французским писателем Стендалем, который во время любования шедевром упал в обморок. Известно, что сама Мона Лиза, позировавшая художнику, умерла молодой, в возрасте 28 лет. А сам великий мастер Леонардо ни над одним своим творением не работал так долго и тщательно, как над «Джокондой». Шесть лет — до самой своей смерти Леонардо переписывал и правил картину, но так до конца и не добился того, чего хотел. Картина Веласкеса «Венера с зеркалом» тоже пользовалась заслуженно дурной славой. Все, кто покупал ее, либо разорялись, либо погибали насильственной смертью. Даже музеи не очень хотели включать ее основную композицию, и картина постоянно меняла «прописку». Дело кончилось тем, что однажды на полотно набросилась сумасшедшая посетительница и изрезала его ножом.

Самый известный случай произошел с французским писателем Стендалем, который во время любования шедевром упал в обморок. Известно, что сама Мона Лиза, позировавшая художнику, умерла молодой, в возрасте 28 лет. А сам великий мастер Леонардо ни над одним своим творением не работал так долго и тщательно, как над «Джокондой». Шесть лет — до самой своей смерти Леонардо переписывал и правил картину, но так до конца и не добился того, чего хотел. Картина Веласкеса «Венера с зеркалом» тоже пользовалась заслуженно дурной славой. Все, кто покупал ее, либо разорялись, либо погибали насильственной смертью. Даже музеи не очень хотели включать ее основную композицию, и картина постоянно меняла «прописку». Дело кончилось тем, что однажды на полотно набросилась сумасшедшая посетительница и изрезала его ножом.

Другой «проклятой» картиной, которая широко известна, считается работа калифорнийского художника-сюрреалиста «Hands Resist Him» («Руки сопротивляются ему») Билла Стоунхема. Художник написал ее в1972 году с фотографии, на которой он со своей младшей сестрой стоит перед родным домом. На картине мальчик с неясными чертами лица и кукла в рост живой девочки застыли перед стеклянной дверью, к которой изнутри прижаты маленькие ручки детей. С этой картиной связано много жутких историй. Началось все с того, что первый искусствовед, который увидел и оценил произведение, скоропостижно скончался.

Другой «проклятой» картиной, которая широко известна, считается работа калифорнийского художника-сюрреалиста «Hands Resist Him» («Руки сопротивляются ему») Билла Стоунхема. Художник написал ее в1972 году с фотографии, на которой он со своей младшей сестрой стоит перед родным домом. На картине мальчик с неясными чертами лица и кукла в рост живой девочки застыли перед стеклянной дверью, к которой изнутри прижаты маленькие ручки детей. С этой картиной связано много жутких историй. Началось все с того, что первый искусствовед, который увидел и оценил произведение, скоропостижно скончался.

Потом картину приобрел американский актер, который тоже недолго зажился. После его смерти работа ненадолго исчезла, но потом ее случайно нашли на помойке. Семья, которая подобрала кошмарный шедевр, додумалась повесить его в детской. В итоге маленькая дочка стала каждую ночь прибегать в спальню родителей и кричать, что дети на картине дерутся и меняют местоположение. Отец установил в комнате камеру, реагирующую на движение, и за ночь она срабатывала несколько раз. Разумеется, семья поспешила избавиться от такого подарка судьбы, и вскоре Hands Resist Him выставили на интернет-аукцион. И тут на адрес организаторов посыпались многочисленные письма с жалобами на то, что при просмотре картины людям становилось плохо, а у некоторых даже случались сердечные приступы. Купил ее владелец частной картинной галереи, и теперь уже на его адрес стали приходить жалобы. К нему даже обратились два американских экзорциста с предложениями своих услуг. А экстрасенсы, видевшие картину, в один голос утверждают, что от нее исходит зло. Фото – прототип картины «Руки сопротивляются ему»:

Потом картину приобрел американский актер, который тоже недолго зажился. После его смерти работа ненадолго исчезла, но потом ее случайно нашли на помойке. Семья, которая подобрала кошмарный шедевр, додумалась повесить его в детской. В итоге маленькая дочка стала каждую ночь прибегать в спальню родителей и кричать, что дети на картине дерутся и меняют местоположение. Отец установил в комнате камеру, реагирующую на движение, и за ночь она срабатывала несколько раз. Разумеется, семья поспешила избавиться от такого подарка судьбы, и вскоре Hands Resist Him выставили на интернет-аукцион. И тут на адрес организаторов посыпались многочисленные письма с жалобами на то, что при просмотре картины людям становилось плохо, а у некоторых даже случались сердечные приступы. Купил ее владелец частной картинной галереи, и теперь уже на его адрес стали приходить жалобы. К нему даже обратились два американских экзорциста с предложениями своих услуг. А экстрасенсы, видевшие картину, в один голос утверждают, что от нее исходит зло. Фото – прототип картины «Руки сопротивляются ему»:

А вот картина того же автора, только много лет спустя:

А вот картина того же автора, только много лет спустя:

Есть несколько шедевров русской живописи, которые тоже имеют печальные истории. Например, всем известная еще со школы картина «Тройка» Перова. На этой трогательной и грустной картине изображены три крестьянских ребенка из бедных семей, которые тянут тяжелую ношу, впрягшись в нее на манер упряжных коней. В центре идет светловолосый маленький мальчик. Перов искал ребенка для картины, пока не встретил женщину с сыном 12-ти лет по имени Вася, которые шли через Москву на богомолье.

Есть несколько шедевров русской живописи, которые тоже имеют печальные истории. Например, всем известная еще со школы картина «Тройка» Перова. На этой трогательной и грустной картине изображены три крестьянских ребенка из бедных семей, которые тянут тяжелую ношу, впрягшись в нее на манер упряжных коней. В центре идет светловолосый маленький мальчик. Перов искал ребенка для картины, пока не встретил женщину с сыном 12-ти лет по имени Вася, которые шли через Москву на богомолье.

Вася оставался единственным утешением матери, которая похоронила мужа и других детей. Она сначала не хотела, чтобы ее сын позировал живописцу, но потом согласилась. Однако вскоре после завершения картины мальчик умер… Известно, что после смерти сына бедная женщина приходила к Перову, умоляя продать ей портрет ее любимого ребенка, но картина уже висела в Третьяковской галерее. Правда, Перов отозвался на горе матери и специально для нее написал портрет Васи отдельно. У одного из самых ярких и неординарных гениев русской живописи, Михаила Врубеля, есть работы, с которыми также связаны личные трагедии самого художника. Так, портрет его обожаемого сына Саввы, был написан им незадолго до смерти ребенка. Причем мальчик заболел неожиданно и умер скоропостижно. А «Демон поверженный» оказал пагубное влияние на психику и здоровье самого Врубеля.

Вася оставался единственным утешением матери, которая похоронила мужа и других детей. Она сначала не хотела, чтобы ее сын позировал живописцу, но потом согласилась. Однако вскоре после завершения картины мальчик умер… Известно, что после смерти сына бедная женщина приходила к Перову, умоляя продать ей портрет ее любимого ребенка, но картина уже висела в Третьяковской галерее. Правда, Перов отозвался на горе матери и специально для нее написал портрет Васи отдельно. У одного из самых ярких и неординарных гениев русской живописи, Михаила Врубеля, есть работы, с которыми также связаны личные трагедии самого художника. Так, портрет его обожаемого сына Саввы, был написан им незадолго до смерти ребенка. Причем мальчик заболел неожиданно и умер скоропостижно. А «Демон поверженный» оказал пагубное влияние на психику и здоровье самого Врубеля.

Художник никак не мог оторваться от картины, все продолжал дописывать лицо поверженного Духа, а также менять колорит. «Демон поверженный» уже висел на выставке, а Врубель все приходил в зал, не обращая внимания на посетителей, усаживался перед картиной и продолжал работать, словно одержимый. Близкие обеспокоились его состоянием, и его осмотрел известный русский психиатр Бехтерев. Диагноз был страшен — сухотка спинного мозга, близкое сумасшествие и смерть. Врубеля поместили в больницу, но лечение плохо помогло, и вскоре он скончался. Интересная история связана с картиной «Масленица», долгое время украшавшей собой холл гостиницы Украина. Висела и висела, никто к ней особо не приглядывался, пока неожиданно не выяснилось, что автором этого произведения является душевнобольной по фамилии Куплин, который на свой лад скопировал полотно художника Антонова. Собственно, ничего такого особо ужасного или выдающегося в картине душевнобольного нет, но она в течение полугода будоражила просторы Рунета. Картина Антонова:

Художник никак не мог оторваться от картины, все продолжал дописывать лицо поверженного Духа, а также менять колорит. «Демон поверженный» уже висел на выставке, а Врубель все приходил в зал, не обращая внимания на посетителей, усаживался перед картиной и продолжал работать, словно одержимый. Близкие обеспокоились его состоянием, и его осмотрел известный русский психиатр Бехтерев. Диагноз был страшен — сухотка спинного мозга, близкое сумасшествие и смерть. Врубеля поместили в больницу, но лечение плохо помогло, и вскоре он скончался. Интересная история связана с картиной «Масленица», долгое время украшавшей собой холл гостиницы Украина. Висела и висела, никто к ней особо не приглядывался, пока неожиданно не выяснилось, что автором этого произведения является душевнобольной по фамилии Куплин, который на свой лад скопировал полотно художника Антонова. Собственно, ничего такого особо ужасного или выдающегося в картине душевнобольного нет, но она в течение полугода будоражила просторы Рунета. Картина Антонова:

Картина Куплина:

Картина Куплина:

Один студент в 2006 году написал в своем блоге пост про нее. Суть его сводилась к тому, что, по словам профессора одного из московских вузов, на картине есть один стопроцентный, но неочевидный признак, по которому сразу ясно, что художник — сумасшедший. И даже якобы по этому признаку можно сразу поставить верный диагноз. Но, как писал студент, хитрый профессор признак не открыл, а только дал туманные намеки. И вот, мол, люди, помогите, кто может, ибо сам не могу найти, весь измучился и устал. Что тут началось — нетрудно себе представить. Пост разошелся по всей сети, множество пользователей бросилось искать отгадку и ругать профессора. Картина обрела бешеную популярность, равно как и блог студента, и фамилия профессора. Разгадать загадку никому не удавалось, и под конец, когда от этой истории устали все, то решили: 1. Никакого признака нет, а профессор специально «развел» студентов, чтобы лекции не прогуливали. 2. Профессор — сам псих (даже приводились факты, что его действительно лечили заграницей). 3. Куплин ассоциировал себя со снеговиком, который маячит на заднем плане картины, и это-то и есть главная разгадка тайны. 4. Никакого профессора не было, а вся история — гениальный флэшмоб. Кстати, приводилось и множество оригинальных отгадок этого признака, но ни один из них не был признан верным. История постепенно сошла на нет, хотя и сейчас можно иной раз натолкнуться на ее отголоски в Рунете. Что касается картины, на некоторых она действительно производит жутковатое впечатление и вызывает неприятные ощущения.

Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с картиной Эдварда Мунка «Крик», стоимость которой эксперты оценивают в 70 миллионов долларов, подвергались действию злого рока: заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или вообще внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, так что посетители музея с опаской поглядывали на нее, вспоминая ужасные истории, которые про шедевр рассказывали.

Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи. Большой смертности среди посетительниц оной замечено не было. Разговоры и утихли. Но осадок остался. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с картиной Эдварда Мунка «Крик», стоимость которой эксперты оценивают в 70 миллионов долларов, подвергались действию злого рока: заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или вообще внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, так что посетители музея с опаской поглядывали на нее, вспоминая ужасные истории, которые про шедевр рассказывали.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил картину. Через какое-то время у него начались страшные головные боли. Надо сказать, что до этого случая он понятия не имел, что такое головная боль. Припадки мигрени становились все чаще и острее, и закончилось дело тем, что бедняга покончил с собой. В другой раз рабочий музея выронил картину, когда ее перевешивали с одной стены на другую. Неделю спустя он попал в кошмарную автомобильную аварию, в результате которой у него оказались сломанными ноги, руки, несколько ребер, он получил трещину таза и сильнейшее сотрясение мозга. Один из посетителей музея пытался потрогать картину пальцем. Через несколько дней у него дома начался пожар, в котором этот человек сгорел заживо. Жизнь самого Эдварда Мунка, родившегося в 1863 году, представляла собой череду нескончаемых трагедий и потрясений. Болезни, смерть родных, сумасшествие. Его мать умерла от туберкулеза, когда ребенку было 5 лет. Через 9 лет от тяжелой болезни скончалась любимая сестра Эдварда Софья. Затем умер брат Андреас, а его младшей сестре врачи поставили диагноз «шизофрения». В начале 90-х годов Мунк пережил тяжелый нервный срыв и длительное время проходил лечение электрошоком. Он никогда не женился, потому что мысль о сексе приводила его в ужас. Умер в возрасте 81 года, оставив в дар городу Осло огромное творческое наследие: 1200 картин, 4500 эскизов и 18 тысяч графических работ. Но вершиной его творчества остается, конечно, «Крик». Голландский художник Питер Брейгель-старший писал «Поклонение волхвов» два года. Деву Марию он «срисовал» со своей двоюродной сестры. Та была женщиной бесплодной, за что и получала постоянные тумаки от мужа. Именно она, как судачили простые средневековые нидерландцы, «заразила» картину. Четыре раза «Волхвов» покупали частные коллекционеры. И каждый раз повторялась одна и та же история: в семье по 10-12 лет не рождались дети…

Однажды музейный служащий нечаянно уронил картину. Через какое-то время у него начались страшные головные боли. Надо сказать, что до этого случая он понятия не имел, что такое головная боль. Припадки мигрени становились все чаще и острее, и закончилось дело тем, что бедняга покончил с собой. В другой раз рабочий музея выронил картину, когда ее перевешивали с одной стены на другую. Неделю спустя он попал в кошмарную автомобильную аварию, в результате которой у него оказались сломанными ноги, руки, несколько ребер, он получил трещину таза и сильнейшее сотрясение мозга. Один из посетителей музея пытался потрогать картину пальцем. Через несколько дней у него дома начался пожар, в котором этот человек сгорел заживо. Жизнь самого Эдварда Мунка, родившегося в 1863 году, представляла собой череду нескончаемых трагедий и потрясений. Болезни, смерть родных, сумасшествие. Его мать умерла от туберкулеза, когда ребенку было 5 лет. Через 9 лет от тяжелой болезни скончалась любимая сестра Эдварда Софья. Затем умер брат Андреас, а его младшей сестре врачи поставили диагноз «шизофрения». В начале 90-х годов Мунк пережил тяжелый нервный срыв и длительное время проходил лечение электрошоком. Он никогда не женился, потому что мысль о сексе приводила его в ужас. Умер в возрасте 81 года, оставив в дар городу Осло огромное творческое наследие: 1200 картин, 4500 эскизов и 18 тысяч графических работ. Но вершиной его творчества остается, конечно, «Крик». Голландский художник Питер Брейгель-старший писал «Поклонение волхвов» два года. Деву Марию он «срисовал» со своей двоюродной сестры. Та была женщиной бесплодной, за что и получала постоянные тумаки от мужа. Именно она, как судачили простые средневековые нидерландцы, «заразила» картину. Четыре раза «Волхвов» покупали частные коллекционеры. И каждый раз повторялась одна и та же история: в семье по 10-12 лет не рождались дети…

Наконец в 1637 году картину купил архитектор Якоб ван Кампен. У него к тому времени уже были трое детей, так что проклятие его не особо пугало. Самая, наверное, знаменитая нехорошая картинка интернет-пространства со следующей историей: Некая школьница (часто упоминают японскую) перед тем как вскрыть вены (выброситься из окна, накушаться таблеток, повеситься, утопиться в ванной) нарисовала данную картину.

Наконец в 1637 году картину купил архитектор Якоб ван Кампен. У него к тому времени уже были трое детей, так что проклятие его не особо пугало. Самая, наверное, знаменитая нехорошая картинка интернет-пространства со следующей историей: Некая школьница (часто упоминают японскую) перед тем как вскрыть вены (выброситься из окна, накушаться таблеток, повеситься, утопиться в ванной) нарисовала данную картину.

Если смотреть на неё 5 минут подряд девушка изменится (глаза покраснеют, волосы почернеют, проявятся клыки). На самом деле понятно, что картинка нарисована уж явно не от руки, как многие любят утверждать. Хотя как эта картинка появилась никто ясных ответов не даёт. Следующая картина скромно висит без рамы в одном из магазинов Винницы. «Женщина дождя» – самая дорогая из всех работ: стоит 500 долларов. Как утверждают продавцы, картину уже трижды покупали, а потом возвращали. Клиенты объясняют, что она им снится. А кто-то даже говорит, будто знает эту даму, но откуда – не помнит. И все, кто хоть раз заглянул в ее белые глаза, навсегда запоминают ощущение дождливого дня, тишины, тревоги и страха.

Откуда взялась необычная картина, рассказала ее автор – винницкая художница Светлана Телец. «В 1996 году я оканчивала Одесский художественный университет им. Грекова, – вспоминает Светлана. – И за полгода до рождения «Женщины» мне все время казалось, что за мной постоянно кто-то наблюдает. Я отгоняла от себя такие мысли, а потом в один из дней, кстати, совсем не дождливый, сидела перед чистым холстом и думала, что нарисовать. И вдруг четко увидела контуры женщины, ее лицо, цвета, оттенки. В одно мгновение заметила все детали образа. Основное написала быстро – часов за пять управилась. Казалось, моей рукой кто-то водил. А потом еще месяц дорисовывала». Приехав в Винницу, Светлана выставила картину в местном художественном салоне. К ней то и дело подходили ценители искусства и делились такими же мыслями, какие возникали у нее самой во время работы. «Было интересно наблюдать, – говорит художница, – насколько тонко вещь может материализовать мысль и внушить ее другим людям». Несколько лет назад появилась первая покупательница. Одинокая бизнесменша долго ходила по залам, присматривалась. Купив «Женщину», повесила ее у себя в спальне. Через две недели в квартире Светланы раздался ночной звонок: «Пожалуйста, заберите ее. Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все равно не могу». Потом появился второй покупатель. Потом картину купил молодой мужчина. И тоже не выдержал долго. Сам принес ее художнице. И даже деньги назад не взял. — Она мне снится, – жаловался он. – Вот каждую ночь появляется и тенью вокруг меня ходит. Я с ума сходить начинаю. Боюсь этой картины! Третий покупатель, узнав о дурной славе «Женщины», лишь отмахнулся. Даже сказал, что лицо зловещей дамы ему кажется милым. И с ним она наверняка уживется. Не ужилась. — Я сначала не замечал, какие у нее белые глаза, – вспоминал он. – А потом они начали появляться всюду. Головные боли начались, беспричинные волнения. А оно мне надо?! Так «Женщина дождя» снова вернулась к художнице. По городу же понеслась молва, что картина эта проклята. За одну ночь может свести с ума. Художница уже и сама не рада, что написала такую жуть. Впрочем, Света пока не теряет оптимизма: — Каждая картина появляется на свет для какого-то конкретного человека. Верю, что найдется тот, для кого «Женщина» писалась. Кто-то ее ищет – так же, как и она его.

Откуда взялась необычная картина, рассказала ее автор – винницкая художница Светлана Телец. «В 1996 году я оканчивала Одесский художественный университет им. Грекова, – вспоминает Светлана. – И за полгода до рождения «Женщины» мне все время казалось, что за мной постоянно кто-то наблюдает. Я отгоняла от себя такие мысли, а потом в один из дней, кстати, совсем не дождливый, сидела перед чистым холстом и думала, что нарисовать. И вдруг четко увидела контуры женщины, ее лицо, цвета, оттенки. В одно мгновение заметила все детали образа. Основное написала быстро – часов за пять управилась. Казалось, моей рукой кто-то водил. А потом еще месяц дорисовывала». Приехав в Винницу, Светлана выставила картину в местном художественном салоне. К ней то и дело подходили ценители искусства и делились такими же мыслями, какие возникали у нее самой во время работы. «Было интересно наблюдать, – говорит художница, – насколько тонко вещь может материализовать мысль и внушить ее другим людям». Несколько лет назад появилась первая покупательница. Одинокая бизнесменша долго ходила по залам, присматривалась. Купив «Женщину», повесила ее у себя в спальне. Через две недели в квартире Светланы раздался ночной звонок: «Пожалуйста, заберите ее. Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все равно не могу». Потом появился второй покупатель. Потом картину купил молодой мужчина. И тоже не выдержал долго. Сам принес ее художнице. И даже деньги назад не взял. - Она мне снится, – жаловался он. – Вот каждую ночь появляется и тенью вокруг меня ходит. Я с ума сходить начинаю. Боюсь этой картины! Третий покупатель, узнав о дурной славе «Женщины», лишь отмахнулся. Даже сказал, что лицо зловещей дамы ему кажется милым. И с ним она наверняка уживется. Не ужилась. - Я сначала не замечал, какие у нее белые глаза, – вспоминал он. – А потом они начали появляться всюду. Головные боли начались, беспричинные волнения. А оно мне надо?! Так «Женщина дождя» снова вернулась к художнице. По городу же понеслась молва, что картина эта проклята. За одну ночь может свести с ума. Художница уже и сама не рада, что написала такую жуть. Впрочем, Света пока не теряет оптимизма: - Каждая картина появляется на свет для какого-то конкретного человека. Верю, что найдется тот, для кого «Женщина» писалась. Кто-то ее ищет – так же, как и она его.

 

Изобразительное искусство всегда считали тесно связанным с мистической сферой. Ведь любое изображение является энергетическим отпечатком оригинала, особенно если речь идет о портретах. Считается, что они способны влиять не только на тех, с кого написаны, но и на других людей. За примерами далеко ходить не надо: обратимся к русской живописи XIX – начала ХХ столетия.

Мистика портрета Марии Лопухиной

Восхитительные красавицы, которые пристально глядят на нас с полотен великих живописцев, уже навсегда останутся именно такими: молодыми, очаровательными и полными жизненной энергии. Однако истинная судьба прекрасных натурщиц не всегда так завидна, как это может показаться на первый взгляд. В этом очень легко убедиться на примере знаменитого портрета Марии Лопухиной, вышедшего из-под кисти Владимира Боровиковского.

МИСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, сразу же после собственной свадьбы (ей было 18 лет) позировала Владимиру Боровиковскому. Портрет был заказан ее супругом. На момент его написания Мария выглядела просто великолепно. Ее лицо излучало столько очарования, одухотворенности и мечтательности… Не могло возникнуть никакого сомнения в том, что обворожительную натурщицу ожидает долгая и счастливая жизнь. Непостижимый факт, но Мария умерла от чахотки, когда ей было всего 23 года.

Гораздо позже поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…». Однако сразу же после смерти юной красавицы это мнение разделили бы далеко не все. Ведь в то время по Москве пошли разговоры о том, что виноват в смерти Марии Лопухиной именно злосчастный портрет.

От этой картины стали шарахаться, словно от призрака. Полагали, что если на нее посмотрит юная особа, то она вскоре умрет. По некоторым сведениям загадочный портрет погубил около десяти девушек на выданье. Говорили, что отец Марии, известный мистик, после того, как умерла его дочь, заманил ее дух в это полотно.

Однако, спустя почти сотню лет, Павел Третьяков не побоялся и приобрел этот зрительный образ для собственной галереи. После этого картина «присмирела». Но что же это было – пустые сплетни, странное стечение обстоятельств или за таинственным явлением кроется нечто большее? К сожалению, ответ на этот вопрос мы, скорее всего, уже не узнаем.

Илья Репин – гроза натурщиков?

Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что Илья Ефимович Репин – один из величайших русских живописцев. Но существует одно странное и трагическое обстоятельство: многие, кому выпала честь быть его натурщиками, вскоре умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто. Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался. Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, – но вот совпадения… Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят, преждевременно отдали Богу душу.

МИСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
«Бурлаки на Волге», 1870—1873 г.

Однако самая жуткая история приключилась с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая в наше время больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Даже уравновешенным людям при взгляде на полотно становилось не по себе: слишком реалистично написана сцена убийства, слишком много на холсте крови, которая кажется настоящей.

Выставленное в Третьяковской галерее полотно производило странное впечатление на посетителей. Одни перед картиной рыдали, другие впадали в ступор, с третьими приключались истерические припадки. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 года порезал холст ножом. Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер. Полотно удалось отреставрировать.

МИСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
«Иван Грозный убивает своего сына», 1883—1885

Известно, что Репин долго раздумывал, прежде чем браться за картину об Иване Грозном. И не зря. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном, как и убиенного царевича. Образ же последнего писался с литератора Всеволода Гаршина, который впоследствии сошел с ума и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет…

Убийство, которого не было

История о том, что Иван Грозный является сыноубийцей – всего лишь миф.

Считается, что Иван Грозный убил сына в припадке гнева ударом посоха в висок. Причины у разных исследователей называются разные: от бытовой ссоры до политических трений. Между тем ни в одном из источников прямо не говорится о том, что царевич и наследник престола был убит собственным отцом!

В «Пискаревском летописце» сказано: «В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича». Новгородская четвертая летопись сообщает: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе». Причина смерти не называется.
В 60-е годы прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного и его сына. На черепе царевича отсутствовали повреждения, характерные для мозговой травмы. Следовательно, сыноубийства не было?! Но откуда тогда взялась легенда о нем?

МИСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Антонио Поссевино — представитель Ватикана в России времен Ивана Грозного и Великой смуты

Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Идея не встретила поддержки у русского царя. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него. Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. Однако, кроме Поссевина, ни один источник не подтверждает этой версии, хотя позднее ее охотно подхватили и другие историки – Штаден и Карамзин.

  • Современные исследователи предполагают, что иезуит придумал легенду в отместку за то, что ему пришлось возвратиться к папскому двору «несолоно хлебавши».

При эксгумации в костных тканях царевича были найдены остатки ядов. Это может указывать на то, что Иоанн-младший скончался от отравления (что не редкость для тех времен), а вовсе не от удара твердым предметом!

Тем не менее на картине Репина мы видим именно версию сыноубийства. Исполнена она с таким необычайным правдоподобием, что невольно веришь: все так и происходило на самом деле. Отсюда, конечно, и «убийственная» энергетика.

И снова Репин отличился 
МИСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Автопортрет Репина

Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Картина была завершена к концу 1903 года. А в 1905 году грянула первая русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных на полотне чиновников. Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В.К. Плеве и великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были убиты террористами.

В 1909 году художник по заказу Саратовской городской думы написал портрет премьер-министра Столыпина. Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве.

Кто знает – может, не будь Илья Репин так талантлив, трагедий могло и не случиться. Еще в XV столетии ученый, философ, алхимик и маг Корнелий Агриппа Неттесгеймский писал: «Бойтесь кисти живописца – его портрет может оказаться более живым, чем оригинал».

МИСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
П. А. Столыпин. Портрет работы И. Репина (1910)
Мистическая картина «Незнакомка» Ивана Крамского

Картина удивительным образом пережила два периода массового интереса к себе, причём в совершенно разных эпохах. Впервые — после написания в 1883 году, она считалась воплощением аристократизма и была очень популярна у искушённой петербургской публики.

Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь».

МИСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали результатов. По одной из версий, прототипом «символа аристократичности» стала крестьянка по имени Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева.

«Незнакомка» Ивана Крамского – один из самых загадочных шедевров русской живописи.

На первый взгляд, в портрете нет ничего мистического: красавица едет по Невскому проспекту в открытой коляске.

Многие считали героиню Крамского аристократкой, но модное, отороченное мехом и синими атласными лентами бархатное пальто и стильная шляпка-беретка, вкупе с насурьмленными бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках, выдают в ней даму тогдашнего полусвета. Не проститутка, но явно содержанка какого-то знатного или богатого человека.

Однако когда художника спрашивали, существует ли эта женщина в реальности, он только усмехался и пожимал плечами. Во всяком случае, оригинала никто не встречал.
Меж тем Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи – может быть, опасался поверья о том, что портреты красавиц «высасывают силы» из живых людей.

МИСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Иван Николаевич Крамской

«Незнакомка» начала путешествовать по частным собраниям. И очень скоро обрела дурную славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все эти несчастья приписывали роковой картине.

Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания «Неизвестной» один за другим умерли два его сына.

«Проклятая» же картина отправилась за рубеж. Говорят, и там она чинила всяческие беды своим обладателям. В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковской галерее. С тех пор никаких эксцессов больше не происходило.

Может, все дело в том, что портрет с самого начала должен был занять подобающее ему место?

«Русалки» против «Грачей»

Знаменитый художник Иван Крамской задумал свое полотно «Русалки» по мотивам гоголевской «Майской ночи». Готовая картина производила жутковатое впечатление: ночью, при мертвом свете луны призрачные русалки выходили на берег колдовского озера…

На первой выставке Товарищества передвижников, проходившей в 1871 г., «Русалки» оказались рядом с совершенно безобидным пейзажем Саврасова «Грачи прилетели». И что вы думаете? В первую же ночь «Грачи» вдруг ни с того ни с сего свалились со стены!

Затем оба полотна купил Третьяков. «Грачей» он повесил в своем кабинете, а «Русалок» в зале. Но не было им там покоя: по ночам чудилось, что из залы доносится тихое заунывное пение… Прислуга и домочадцы боялись лишний раз туда заходить, а сам Третьяков, находясь возле картины, почему-то ощущал упадок сил… Позднее и среди посетителей пошла молва, что с полотном «неладно». Говорили даже, что какая-то барышня, которая долго стояла и смотрела на картину, после этого утопилась в Яузе…

Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не старая нянька, посоветовавшая Третьякову повесить «Русалок» в дальний угол, так, чтобы на них не падал свет. Тогда, мол, они перестанут «колобродить», пообещала старуха. Так и случилось. Как только русалки попали в тень, вся чертовщина разом прекратилась…