Трансавангард

Течение постмодернистской живописи, чье эстетическое кредо заключается в противопоставлении концептуализму новой живописности, фигуративности, экспрессивности, ярко выраженного личностного начала; установке на эстетическое наслаждение, свободное сочетание художественных стилей прошлого. Другой отразившийся в названии течения мотив — противостояние кризису «переходного общества» (societe de transition) посредством выработки транзитной кочевой художественной ментальности, носящей интернациональный характер.
Термин введен в 1979 итальянским художественным критиком А. Бонито Олива в статье, посвященной творчеству пяти итальянских художников — С. Чиа, Ф. Клементе, У. Куччи, Н. де Мариа, М. Паладино. В 1982 в работе «Интернациональный трансавангард», написанной в соавторстве с ведущими европейскими и американскими художественными критиками, Бонито Олива объединяет под этим названием немецкий неоэкспрессионизм, аргентинскую новую образность, французскую свободную фигуративность. В том же году в Берлине проходит выставка, представляющая в качестве трансавангардистов ряд художников, объединенных стремлением к «реактивации» художественных стилей прошлого и, в частности, региональных, национальных художественных традиций.

В Киеве покажут итальянский трансавангард
Акилле Бонито Олива в 1980 году впервые открыл на Венецианской биеннале нашумевший павильон Aperto —  за это время стали мировыми звездами. Работы их стоят сотни тысяч долларов, рассеяны по крупнейшим музеям современного искусства.

Однако, это не испугало Акилле Бонито Олива, и он собрал итальянских гениев в маленьком старинном городке Роверето в музее современного искусства «МАРТ» (Museum of Modern and Contemporary Art) при поддержке Министерства культуры Италии.

Немного о художниках:

Миммо Паладино родился в 1948 году в г. Падули. В конце 1970-х сыграл важную роль в международном возрождении интереса к живописи. В 1980-м, после участия в проекте Акилле Бонито Оливы Aperto! был признан одним из ведущих художников движения трансавангарда. С этого момента его работы выставляются на многочисленных коллективных и персональных выставках в Европе и США, и Паладино получает международное признание в мире современного искусства.
В своем творчестве часто совмещает визуальное искусство с музыкальным, что со временем переросло в несколько проектов, созданных совместно с английским музыкантом, продюсером и основателем стиля эмбиент Брайаном Ино.

Франческо Клементе родился в 1952 году в Неаполе. Первую персональную выставку провел в Риме в 1971 году. Много путешествовал: Индия, Афганистан и в результате, в сотрудничестве с индийскими мастерами миниатюры создал серию работ Pinxit. После участия в Венецианской биеннале в 1980-м был признан одним из лидеров итальянского трансавангарда. В 1981-м году художник со своей семьей переехал в Нью-Йорк, где работал как самостоятельно, так и в соавторстве с Энди Уорхолом и Жан-Мишелем Баския. Продолжая работу с живописными полотнами большого формата, Франческо Клементе обращает свой интерес и к «малым формам», создавая книжные проекты, в том числе — вместе со знаменитым поэтом-битником Алленом Гинзбергом.

Никола Де Мариа родился в 1954 году в г. Фольянизе. Начиная с 1980 года принимает участие в крупнейших и влиятельных в мире современного искусства событиях: Венецианская биеннале, Documenta, биеннале в Сан-Паулу, Сиднейская биеннале. В 1992-м году создал большую фреску в Бонне для парламента Германии. Известен масштабными работами в области монументальной живописи.

Энцо Кукки родился в 1949 году в итальянском городке Морро-д’Альба. Интерес к живописи пришел к Кукки после увлеченности поэзией. В середине 1970-х Энцо переезжает из Морро-д’Альбы в Рим, где знакомится с Акилле Бонито Оливой, Франческо Клементе, Миммо Паладино, Сандро Киа и полностью посвящает себя визуальному искусству. Именно Энцо Кукки принадлежит авторство термина Transavanguardia, ставшего названием целому движению в истории изобразительного искусства ХХ века.

Сандро Киа родился в 1946 году во Флоренции. В 1970-х экспериментировал с актуальным в то время концептуализмом, но к началу 1980-х обратился к возрождению фигуративного стиля. Является участником движения итальянского трансавангарда.