«Портрет дочери» Левицкого

Сюжет картины

Дочь Дмитрия Левицкого Агафья изображена в костюме богатой горожанки. Тонкое кружево, яркая парча, расшитый жемчугом венец, шелковое покрывало демонстрируют, что девушка наряжена к празднику. С невероятным мастерством Левицкий изобразил фактуру тканей, не упустив мельчайшие подробности отделки.

Портрет дочери.

Портрет дочери. Источник: wikipedia.org

Для традиции портрета последней трети XVIII века такой выбор костюма был необычным и даже новаторским. Отказываясь от привычное аллегоричности и европоориентированности, Левицкий обращается к русским корням. Через платье и убранство комнаты он раскрывает образ русской красавицы.

Художник был новатор своего времени. Так, для получения цветов он использовал необычные материалы. Например, чтобы изобразить насыщенный черный бархат, добавлял в краску сажу, а белые ткани писал красками на восковой основе, из-за чего платья так и светятся на картинах.

Что же до характеров героев, то Левицкий в процессе работы многое узнавал о своих моделях, их жизни и секретах. Это помогало уйти от обыденности в портретах и наделить их определенной долей психологизма. Известен пример богача-промышленника Прокофия Демидова, славившегося своими чудачествами. Художник смог изобразить его шальной нрав и эпатажную манеру поведения (так, на парадном портрете Демидов в халате), причем настолько очевидно, что заказчик вскоре приказал убрать картину с видного места — правда глаза колет.

Портрет П. А. Демидова.

Портрет П. А. Демидова. Источник: wikipedia.org

Судьба художника

Дмитрий Левицкий родился в Киеве около 1735 года в семье священника, который кроме всего прочего занимался гравюрой церковных книг. Именно отец познакомил сына с азами живописи. Позднее наставником Левицкого стал художник Алексей Антропов, который приехал в Киев для росписи Андреевского собора. Он предложил талантливому юноше поучаствовать в проекте. Заметив выдающиеся способности, Антропов забрал дарование с собой в столицу, где помог поступить в Академию художеств. Окончив ее и получив звание академика, Левицкий остался преподавать мастерство портрета.

Автопортрет, 1783 год.

Автопортрет, 1783 год. Источник: wikipedia.org

Уже после презентации ранних работ его признали первоклассным мастером парадного портрета. Левицкий мог найти выразительную позу и жест, которые представляли модель в особенно выгодном свете. Он писал весь двор, включая и Екатерину II, которая лично заказывала ему полотна. Художник был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени.

Парадный портрет Екатерины II.

Парадный портрет Екатерины II. Источник: wikipedia.org

Первым большим проектом, после которого Левицкий был признан главным художником своего времени, стала серия портретов «Смолянок» — первых выпускниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. По заказу главного покровителя института Екатерины II живописец изобразил девушек, которым было суждено стать фрейлинами.

Портрет Е. И. Нелидовой.

Портрет Е. И. Нелидовой. Источник: wikipedia.org

Апофеозом карьеры были 1780-е годы. Однако Левицкий связался с масонами, за что впал в немилость. Его исключили из Академии, лишили всех привилегий. При Павле I, в эпоху контрреформ, Левицкого восстановили в должности, вновь дали возможность работать. Однако художника ждало испытание посерьезнее императорского гнева — потеря зрения. После 1812 года имя Левицкого больше не встречается в протоколах Академии, он был лишен пенсии и заказов.

Смерть художника, чье имя когда-то гремело при дворе как первой кисти империи, осталась незамеченной. Могила же его была утеряна.