Соцреализм

Идеологическое направление официального искусства СССР в 1934-1991 гг. Впервые термин появился после Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций», означавшем фактическую ликвидацию отдельных художественных направлений , течений, объединений и групп. Единый творческий метод, которым должны были руководствоваться советские писатели и художники, был призван наиболее полно, с научных, т.е. с партийных позиций отражать социалистическую действительность. Социалистический реализм — художественный метод, распространенный в искусстве СССР и других социалистических стран. Был одобрен на партийном съезде 1932 года как инструмент для укрепления авторитета партии и продвижения государственных идей.

Власти заметили влияние искусства на общественное мнение и решили использовать эту силу во благо развития социализма — так родился новый творческий метод.
Узнать творение соцреализма несложно. Типичные сюжеты: заводские труженики за работой, счастливые колхозники на фоне целины, первомайские марши, радостные пионеры, люди на субботниках, вожди на встрече с населением и все в этом духе. Художники будто рисовали кадры, типичные для советских фильмов, восхваляли труд — не за деньги,а за грамоты и места на досках почета. Картины реалистичны, в них нет метафор или абстракций. Цветовая гамма на полотнах светлая, пастельная.
Классический пример соцреализма — памятник Рабочему и колхознице, «идеал советской эпохи».
Перед публичной демонстрацией творчество нужно было согласовывать с идеями марксизма-ленинизма. Одобренные картины отвечали трем принципам:
— народность: понятность для людей без специального образования, простота.
— идейность: изображение ежедневных трудовых подвигов, которые люди совершали для построения светлого будущего.
— конкретность: соцреализм не терпел метафор — только прямолинейность без образности и символов.
Иван Алексеевич Владимиров. Иностранные туристы в Ленинграде
Иностранные туристы в Ленинграде 1937 г. Иван Александрович Владимиров

Цели и методы

Власть ставила перед соцреалистами задачу, вселять в население веру в то, что они живут в лучшей стране в мире, вовлекать народ в построение социализма, безоговорочно верить коммунистам.
Чтобы оправдать запросы руководства, художники рисовали улучшенную версию реальности: счастливые картины из жизни обывателя, где нет места анализу и сомнениям. Вождей изображали исключительно в положительном свете.

Николай Александрович Сысоев. "Всегда в работе. Л.И. Брежнев"
«Всегда в работе Л.И. Брежнев» 1981 год Николай Александрович Сысоев
Художники-соцреалисты были обласканы властью: получали правительственные премии, награды, отдыхали в санаториях. Параллельно существовало так называемое неформальное андерграундное искусство, которое отвечало тенденциям мирового культурного развития. За такие работы можно было получить серьезный срок.

Вы эксперт, если:

Не относите все без исключения творчество Петрова-Водкина к соцреализму — в нем присутствовали метафоры,а временами и скрытые насмешки над советскими идеалами.

Вы профан, если:

Считаете, что соцреализм — подвид реализма, который в мировой практике развивал Караваджо. Критик Андрей Синявский сделал вывод, что этот метод на самом деле является советским вариантом классицизма и романтизма.

Известные соцреалисты:

Живопись: Евгения Антипова, Исаак Бродский, Борис Владимирский, Александр и Сергей Гермасимовы, Гавриил Горелов,Николай Темков.
Скульптура: Вера Мухина, Николай Томский, Евгений Вучетич

Федор Павлович Решетников. Опять двойка

Знаковые работы:
Федор Решетников «Опять двойка», 1952. Хранится в Третьяковской галерее. За свою карьеру художник был представлен к нескольким правительственным наградам и пользовался симпатией власти.
Ким Су Дон «Передовики Сонгунской эпохи», 2009. Представитель корейского соцреализма — в этой стране стиль популярен до сих пор.
Cкульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»
Митрофан Греков «Трубачи Первой Конной Армии», 1934

Вот так история!

Дабы показать, что соцреализм не пропал с исчезновением СССР, в 2009 году российские художники организовали в Москве выставку соцреализма Северной Кореи. Событие шокировало: если придать персонажам азиатскую внешность,можно подумать, что полотна изображают жизнь России эпохи Сталина. Однако в Северной Корее подобные вещи и явления происходят сейчас, в наше время.
На сегодня в мире существует несколько специализированных галерей соцреализма — в частности, Музеи социалистического искусства в Софии и Болгарии. Кураторы говорят: по таким полотнам историю страны, которой больше нет, учить легче, чем по книгам.

Деликатный баланс

Соцреализм, безусловно, был зеркалом эпохи, и отлично отображал ее положительные стороны. Художникам не всегда наступали на горло, полностью органичивая свободу. К примеру, известный и уважаемый соцреалист Дайнека не раз рисовал обнаженную натуру — и получалось у него красиво и согласно канонам времени.

Александр Александрович Дейнека. Купальщицы

Купальщицы Александр Александрович Дейнека

картина Дейнеки Будущие летчики

Будущие летчики

Картины художника Александра Дейнеки, классика соцреализма

Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — Живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор. Действительный член Академии Художеств СССР. Народный художник СССР. Член-корреспондент Академии искусств ГДР.

Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур.

«Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое… Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».

…Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Учился в Харьковском художественном училище. В 1919— 1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах «Безбожник у станка», «У станка», иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса «В огне». Картина «Оборона Петрограда» была первым живописным произведением художника. За ней последовали другие работы: «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Никитка—первый русский летун» (1940), «Будущие летчики» (1937)…

Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—»Хорошее утро» (1959— 1960), «Хоккеисты» (1959—1960), «Доярка» (1962) и «Красногвардеец» (1962).

Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Картина «Эстафета по кольцу «Б» (1947), мозаика «Лыжники» (1950), скульптуры «Стометровка», «Бегущая спортсменка» и многие другие — убедительное тому подтверждение.

Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.

Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Одна из лучших его живописных многофигурных композиций — «Оборона Севастополя»—исполнена в 1942 году.

В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады, и мрачные дни. Его объявляли формалистом, его самая сильная картина «Оборона Петрограда» долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство.
Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты.

Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994. С.77

Сбитый ас

 

картина Александра Дейнеки Сбитый ас

картины Дейнеки

картины Александра Дейнеки

живопись Дейнеки

военные картины Дейнеки

картина маслом Дейнека

Оборона Севастополя

Оборона Севастополя Дейнека

александр дейнека

графика дейнеки

живопись дейнеки

художник дейнека

выставка дейнеки

работы дейнеки

живописные работы дейнеки

дейнека картины

дейнека картины

американские работы дейнеки

соцреализм Дейнека

девушка-модель Дейнека

дейнека художник

Герои первой пятилетки

Спорт Дейнека

Спортивная тематика в картинах Дейнеки

Автопортрет в панаме. Дейнека

Америка Дейнека

картины Дейнеки

Дейнека 6 восьмиугольных мозаичных панно украшают свод центрального зала станции метро Новокузнецкая Одно панно - в вестибюле станции