Михаил Гаплевский

Гаплевский Михаил, родился 27.07.1966г. в пос. Борисовка Белгородской обл.

В 1972г. с родителями переехал в г. Жданов (Мариуполь), где проживал до ухода из жизни в 2015 году.

В 1973г. пошел в первый класс средней школы №28. окончив, в 1981г., восемь классов, поступил в Ждановский техникум городского электро-транспорта. Окончил его в 1985г. в том же году призвался в ряды вооруженных сил СССР и демобилизовался в 1987г. в звании младшего сержанта. Работал на предприятии “Жданов тяжмаш” слесарем, а затем сварщиком.

С 1989г. работал отделочником в кооперативе “Дизайн — Холл”.С осени того же года работал художником-гравером в кооперативе по производству изделий из гранита и мрамора.Творческое начало проявилось еще с детства. В школе участвовал в выпусках стен-газет в качестве художника, затем и в техникуме ЖТГЭТ.Более осознанно занялся живописью с 1994г.Эксперименты с графичным изображением, перешли к изучению масляной живописи.

Первые выставки прошли в составе творческой группы “Окно”. Первые шаги салон “Панорама”, выставочный зал им. А.И.Куинджи, Донецкая галерея “Арт-Радон”. С того времени ежегодно участвовал в обще-городских выставках своего города.С 2011года участвую во всеукраинских выставках, общим числом — десять.В 2012году принимал участие в выставке ЧВЦ “Арт-Донбасс” в которой участвовало тринадцать мариупольских художников.

Работы хранятся во многих коллекциях Украины, Эстонии, Росси, Словении, Австрии, Германии, Канады и Израиля.

ЖИВОПИСНАЯ ПОЭЗИЯ МИХАИЛА ГАПЛЕВСКОГО

Необходимость творить каждого художника будто печет изнутри. Именно внутреннее стремление поиска позволяет художнику не зависеть ни от чего! Первое, что должен сделать художник, – это родится. А потом рабски учится всю жизнь!

Михаил Гаплевский

Он родился Художником. По мировоззрению, призванию, чувству цвета и композиции. Умению видеть красоту в простых вещах. Именно поэтому творческому становлению Михаила Гаплевского не помешала ни прозаичность полученной в свое время в Ждановском техникуме городского электротранспорта специальности, ни тяжелая, изнурительная робота в камне, которая давала средства к существованию.

Камень, эксперименты с графическими изображениями, масляная живопись – так выглядела логика его художественного пути, который, в конце концов, в 1994 году привел его к абсолютно сознательному погружению в стихию живописи. Это было хобби, которое стало значительной частью жизни и возможностью творческой самореализации. Писал с рассвета. Работал вдохновенно и отчаянно, находясь в постоянном процессе обучения. Много экспериментировал в поисках оригинальной творческой манеры и собственной стилистики.

Тем не менее, Михаил Гаплевский всегда оставался верным себе и своей натуре: внутренний свет творца отражался как в его картинах, так и в ежедневных поступках… Со временем получил должное признание. С 2011 года успел поучаствовать в десяти всеукраинских выставках; а его работы пополнили частные коллекции Украины, Эстонии, России, Словении, Австрии, Германии и т.д.

Пантеистическое мировосприятие Михаила Гаплевского, умение проникнуть в божественную суть природного мира обусловили трансцендентную глубину его творчества. В своих работах он удивительным образом сочетает восхищение уникальностью и красотой момента с постижением метафизического образа мира. Стремится отобразить вечное сквозь призму мимолетного…

Он – разный. Пейзажи и натюрморты, в частности, варьируются от реалистичного, временами – постерного изображения, отмеченного импрессионистической манерой исполнения, до практически абсолютной абстракции, в которой иногда угадываются знакомые силуэты деревьев, травы или цветов. Михаил Гаплевский творит свой собственный поэтичный миф об одухотворенной природе, жизнь которой – это яркое драматическое действо. Приобщиться к нему дано лишь наблюдательному и внимательному зрителю. Даже его урбанистические пейзажи, пронизанные энигматичной атмосферой, становятся одним целым с окружающим миром природы.

Чуткость и чувствительность художника «читается» в каждой детали картины: тонкостях цветопередачи, тональных и светотеневых эффектах, деликатности линий, фактурном разнообразии и грамотном введении пространственных планов. Синтез этих элементов работает на создание общего настроения произведения и его эмоционального фона. Экспрессивность образа достигается лаконичными, доведенными до минимализма средствами художественной выразительности. Один из любимых приемов Гаплевского – ритмизированное сплетение пятен локального цвета, наделяющее его работы декоративностью и ощущением внутренней динамики. В зависимости от авторского замысла это бесконечное имманентное движение то течет тихо и мягко, то вдруг начинает нестись, набирая оборотов и остроты.

Внутренний «танец» на картинах художника сопровождается цветовым разнообразием: от пастельно-приглушенной палитры до ярко-сочных, флуоресцентных тонов. Возникает парадокс: Михаил Гаплевский то организует условия для интимного диалога зрителя с природной средой, то максимально эмансипирует природу от человека, доводя ее изображение до искусственного поп-артовского звучания. Однако, даже в этом случае, его образы природы ретранслируют поэтизированный взгляд художника на действительность; свидетельствуют скорее о жажде художественного эксперимента, чем об иронизировании автора над атрибутами массовой культуры.

Бесконечные поиски техник и приемов изображения, а также сказочное мерцание живописного поля, по-особенному вибрирующие цвета стали уникальной чертой творческой манеры Михаила Гаплевского. «Мозаика» из широких и точечных мазков заставляет его картины играть и переливаться красками. Мастерски размещенные цветовые массы отвечают за композиционную взвешенность и целостность. Пластическая выразительность форм и линий акцентирует лейтмотив каждого произведения, и звучит музыкой живописных аккордов.

Личный миф Михаила Гаплевского об окружающем мире – это мелодия его души, отзеркаленная в художественном очаровании красотой Вселенной. Магия простых вещей и явлений. Абсолютно дзенское отношение автора к жизни, совмещающее упорный труд и созерцание природы, создает невероятный по чувственному напору эффект от большинства его произведений. И ты уже постепенно растворяешься в полупрозрачной дымке живописного ландшафта; время от времени цепляешься взглядом за сумасшедшую полихромию деревьев и домов; ловишь себя на мысли, что внутри тебя рождается поэзия…

Искусствовед Марина Стрельцова

Работы >>