«Кукрыниксы»

Художники карикатуры


Картинки по запросу кукрыниксов художники

Кукрыниксы являлись художниками-сатириками. Благодаря своим точно подмеченным сюжетам стали всемирно известны и получили особое место в советском искустве. Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др.). Максим Горький при встрече с ними посоветовал брать идеи для творчества более шире – не только внутри жизни литературной России, но и политические темы в том числе и за пределами страны. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Здесь они выработали свой особенный стиль. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы, иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением фашизма.Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др.) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку.

 

Ближний Восток. Здесь льётся вновь и нефть, и кровь.

Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области], Соколов Николай Александрович [р. 8(21).7.1903, Москва]. Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958).

 

Монополия. Пойдут на дно, обняв друг друга, вмиг без спасательного круга.

Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М.Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: «Транспорт», тушь, 1933-34; «О дряни», тушь, гуашь и др., 1959-60).

НАТО. Кабальна натовская сеть: в ней можно мигом «облысеть».

 

Лукаво мудрствуя о мире, пустился он «вовсе четыре» и не фальшивит в этой гамме _ ногами.

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС«, созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!«, 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма («Поджидатели войны», тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.

 

НАТО. У этих деятелей ловких изъян не маленький, увы! Есть всех систем боеголовки, но нет обычной головы.

 

 

Вьетнам. Пока не знал урока сам, он проучить хотел Вьетнам, но… огрызаясь по дороге, едва с собой уносит ноги.

С 20-х гг. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк — от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» (тушь, 1933 и 1967) и «Золотой телёнок» (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, «Господа Головлёвы» и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), «Дама с собачкой» и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), «Жизнь Клима Самгина» (1933), «Фома Гордеев» (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и «Мать» (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса (1949-52) — все чёрная акварель.

 

Гегемонизм, Антисоветизм, Провокации. Много шансов есть у этой бочки разнести жонглёра на кусочки.

 

Советская угроза. Карта шита-крыта, но будет бита всё равно.

В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия «Старые хозяева», 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм [«Бегство фашистов из Новгорода», 1944-46, Русский музей, Ленинград; «Конец», 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)», 1967; обе — в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны («Таня», 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П.Н.Крылову, а в 1973 Н.А.Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Беспощадно разгромим и уничтожим врага.

 

Расизм спасается под каской… Разбойничьей, Заокеанской…

 

Трюк с бомбой этим циркачам, как видно, снится по ночам.

Хозяин смотрит люто, «работа» тяжела. Толкает их валюта на чёрные дела.

Картинки по запросу кукрыниксов художники

Портрет художников Кукрыниксов. 1957—1958  автора Корина Павла Дмитриевича (1892-1967) 140х190 холс, масло — Третьяковка.

Картинки по запросу кукрыниксов художники

Каждый из участников знаменито­го творческого содружества Кукрыниксы пришел в искусство сво­ей дорогой. Все три художника, объединившиеся впоследствии под этим псевдонимом, приехали в Москву учиться из разных горо­дов России, имея различный жиз­ненный опыт. Во Вхутемасе-Вхутеине, где они познакомились, Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова объединило многое. Это было трудное, голодное, но прекрасное время их студенческой молодости и общей для них одержимости ис­кусством.

Николай Александрович Соколов, тот, который скрывается за сло­гом «Никс», рисовал с раннего детства. «Самым волнующим по­дарком, который я получил от матери, была большая черная же­лезная коробка акварельных кра­сок. В счастливом блаженстве прикасался я мокрой кисточкой к каждой краске», -— вспоминает художник.

Соколов — уроженец Москвы, но во Вхутемас прибыл из Рыбин­ска. Семья Соколовых, оставшая­ся без крова в результате пожара, перебралась в этот приволжский город в 1919 году. Юноша по­ступил конторщиком в Управле­ние водного транспорта. Здесь же в Рыбинске Соколов поступает в студию ИЗО Пролеткульта. Там рисовали натурщиков, выезжали на этюды на Волгу, устраивали

выставки. Уже тогда у будущего художника пробудился живой ин­терес ко всем общественным на­чинаниям. Он принимает актив­ное участие в оформлении демон­страций, клубов, пароходов, крас­ных уголков, пишет декорации к спектаклям художественной само­деятельности. Помогал он руко­водителю Изостудии в оформле­нии разного вида печатной про­дукции — листовок, афиш, рек­лам, смолоду приучаясь оператив­но и изобретательно откликаться на события текущей жизни. Впол­не естественно, что посеянное в те дни дало впоследствии бога­тые всходы.

 

В 1923 году Райкомвод дает свое­му сотруднику путевку на учебу в Москву, и вот он на приемных испытаниях во Вхутемасе. Высо­кий пожилой бородатый человек, которого абитуриент принял за натурщика, одобрительно отозвал­ся о его экзаменационной работе. Оказалось, что бородатого зовут Фаворским, и вот Соколов уже в числе сорока счастливчиков, принятых на графический факуль­тет Вхутемаса.

Еще в пору рыбинской студии Соколова влекло к юмористиче­ским зарисовкам, шаржам и кари­катурам. Не охладел он к этому жанру и в студенческие годы. Не забыв своей принадлежности к водникам, он обратился в редак­цию газеты водников «На вахте». Показанные рисунки были одоб­рены, и его карикатуры на акту­альные темы стали регулярно по­являться на газетной полосе. Вскоре Соколов придумал кари­катуру на тему, связанную с на­чавшимся тогда строительством метро. Она была напечатана в «Крокодиле» за подписью «Нике». К тому же времени относится на­чало работы коллектива Кукры- никсов, завоевавшего всемирную известность своими карикатурами и плакатами, картинами и скульп­турами, оформлением спектаклей и книжными иллюстрациями. Однако дружная совместная ра­бота, длящаяся уже более полу­века, ни в малейшей степени не нивелирует творческих особенно­стей каждого из участвующих в ней художников.

Так, глядя сегодня даже на ранние рисунки Николая Александ­ровича Соколова, не можешь не оценить верности глаза, умения уловить в модели самые харак­терные, типические черты. Таким предстает карандашный портрет Горького, сделанный на» встрече его с рабкорами 6 июня 1928 го­да, где переданы острохарактер­ный «горьковский» поворот голо­вы, рука с трубкой и угловатость фигуры, обращенной к ауди­тории.

Столь же метко схвачены на ри­сунке 1940-х годов фигуры худож­ников И. Грабаря и В. Фавор­ского в президиуме собрания, где самыми скупыми средствами вы­ражены и портретное сходство, и психологическое состояние: напря­женная активность Грабаря и спокойная сосредоточенность Фа­ворского. Нельзя без улыбки смотреть на рисунок 1948 года, где изображены парень и девуш­ка, безмятежно уснувшие на ска­мейке в пригородном поезде. А глядя на шаржи на композитора С. Прокофьева и актера И. Мо­сквина, дивишься искристому доб­рому юмору автора, понимая, что именно эти карандашные наброс­ки легли в основу известных фар­форовых статуэток, созданных впоследствии Кукрыниксами. Соколов продолжает активно за­ниматься и живописью. В отличие от остросюжетных композиций Кукрыниксов, его живописные ра­боты — это пейзажные этюды, среди которых значительное место принадлежит волжским пейза­жам, полным поэзии и тонкого лиризма. Это в равной мере от­носится к таким, например, по­лотнам, как «Старый мостик» или «Весна в Абрамцеве», и к архи­тектурным пейзажам — потонув­шему в розовато-сиреневом сум­раке Лувру или «Мосту вздохов»* в Венеции. Художник почти всег­да вводит в них соотношение бе­рега с водной гладью, будь то абрамцевский пруд, венецианский канал или же глядящиеся в Сену аркады моста.