Жерар Гаруст

Я не верю в эффект оригинальности

В Художественном музее Монса (БАМе) открылась главная выставка года — ретроспектива творчествах Жерара Гаруста.

Картинки по запросу Жерар Гаруст история

В музее Монса выставлено 100 произведений Жерара Гаруста, из них 35- монументальные живописные полотна, но есть гуаши, акварели, рисунки и скульптуры, даже инсталляции. Помимо музейной выставки, в другом выставочном зале – бывшей церкви Святого Георгия показана инсталляция La Dive Bacbuc, круглое сооружение, оформленное изображениями по мотивам Рабле. Есть еще третье место в городе, где можно увидеть настенную живопись- фриз Гаруста в главном зале (Свадебном) городской ратуши. Все три помещения находятся в пяти минутах ходьбы друг от друга. Так что этой осенью в Монсе проходит масштабное знакомство жителей с творчеством французского художника.

Картинки по запросу Жерар Гаруст история

Среди большого разнообразия выставок, проходящих сейчас в Бельгии, ретроспектива французского живописца Жерара Гаруста стоит особняком. Она отличается не только количеством представленных работ, но и личностью самого мастера. Он один из немногих, кто остался верен фигуративной живописи.

Картинки по запросу Жерар Гаруст история

Художник говорит: « У меня нет желания изобретать живопись. Я не верю в эффект оригинальности. Быть иконоборцем ради иконоборства? Все великие художники ХХ века ими были. Но в какой то момент должна появиться мысль- пора вернуться к началу начал.»

Картинки по запросу Жерар Гаруст история

Жерар Гаруст учился в Академии живописи в Париже и дружил со многими теперь знаменитыми художниками, которые оставили реализм ради абстракционизма.

Его можно назвать реалистом, но его реализм носит патину современного сюрреализма. Ели бы он был бельгийцем, я бы сказала- логично, так как бельгийское искусство остается пронизанным сюрреализмом, попыткой увидеть невидимое и услышать неслышимое. Но Гаруст- француз.

70-летний художник приехал на вернисаж в Монс, и во время своего выступления он сказал, что в его творчестве две вещи играют основополагающую роль: учеба, то есть познавание основ мастерства и источники его вдохновения. Это меня заинтересовало больше всего, потому что среди источников своего вдохновения он назвал великие европейские произведения литературы, греческие мифы, Библию. Именно они делают Гаруста истинным европейцем, представителем исчезающей расы.

Гаруст любит обсуждать мифы и библейские сказания, вопрошая себя и зрителей, насколько они реальны. Его произведения задают зрителю вопрос: что такое религия- миф или реальность? Но сам он четко обосновал свою точку зрения: для него религия – реальность.

На протяжении долгой карьеры Гаруст участвовал в различных проектах, одним из самых интересных и необычных было создание 35 витражей для церкви Нотр Дам де Талан в Бургундии. Все витражи посвящены истории Девы Марии, которую он поместил в кругу семьи. Создавая эти витражи, художник способствовал возрождению витражного искусства. На выставке показаны акварели церковных витражей. Художник перенял эстетику средневекового искусства, как например яркие краски, экспрессивность прообразов, но он внес в новые витражи лаконичность современности, напомнив о манере фовиста Жоржа Руо. Витражи были созданы в 1995 году.

В 1988 году Парижский Центр Помпиду организовал большую выставку произведений Гаруста на темы «Ада» Данте. Теперь часть этой серии украшает стены Монского музея. Для Гаруста произведение Данте является резервуаром символов и мифов, тут смешиваются политика, мифология, философия, любовь, но все рассматривается с точки зрения Христианства. Картины отличаются интенсивной терракотовой палитрой, аналогичной росписи греческих ваз. Фигуры на картинах представлены в непрерывном движении.

Главным прообразом вдохновения для Гаруста стал Дон Кихот. Над передачей образа странствующего рыцаря художник трудится всю жизнь, передавая в свое понимание образа, свои мысли по поводу творения Сервантеса в картинах, гуашах, акварелях. Он не только создает иллюстрации к произведению, переиначивая эпизоды и образы на свой лад, он ведет непрерывный диалог с героем, сравнивает себя с Дон Кихотом, равняется на него, спорит с ним и в конце концов соглашается с ним, признавая преимущество героя Сервантеса.

Гаруст говорит: «Первая часть «Дон Кихота» — современный роман, вторая часть- медитация». Художник дает свою интерпретацию приключениям Дона Кихота и делает это с удивительной виртуозностью, что относится к его технике и выбору цветовой гаммы для каждого полотна.

Картина «Театр Дон Кихота», на ней изображены горы в снегу, тучи в небе, на переднем плане осел, тележка, в ней Дульсинея. Вокруг еще несколько фигур. Как и на других картинах мастера, все куда то стремятся, спокойствия нет. Дон Кихот держит в руках маску – спокойное лицо, в отличие от собственного, беспокойного. Ангел удерживает осла, чьи ноги запутываются в ногах Дьявола. У Дульсинеи странная улыбка.

Все фигуры находят свои прообразы в романе, но они изменены отклонениями от нормальности. Гаруст называет эту картину своей автобиографией.

Похожее изображение

На выставке представлены альбомы набросков художника, по которым можно судить, как работает его воображение.

В картинах Гаруста есть еще одна составляющая – психоанализ. Художник считает, что от гения до сумасшедшего один шаг, что все творцы подвергались приступам сумасшествия, отклонениям от нормальности. Сам он неоднократно оказывался в психиатрической лечебнице, и на выставке можно видеть полотна, созданные в эти периоды.

Картинки по запросу Жерар Гаруст история

Художник говорит, что интуиция –пограничное состояние с безумием, но это привилегированное состояние именно то, при котором происходит процесс творчества.

Картинки по запросу Жерар Гаруст история

Картина «Игрок на флейте» убедительно демонстрирует, насколько близки мания, психоз и интуиция. Скорченная фигура сидит на комоде и играет на кисти живописца как будто это флейта. Художник говорит, что это автобиографический образ, потому что он тут постарался передать, как интуиция и безумие переходят в творчество, как образ на полотне питается тем, что позади полотна.

Похожее изображение

После периода лечения Гаруст увлекся Талмудом. Его картины, созданные на темы Талмуда, невозможно понять без его объяснений. Художник это знает и с готовностью объясняет, что имел в виду, создавая то или иное полотно . Все полотна отличаются интенсивными яркими красками, человеческими фигурами, изображенными в драматические моменты существования, и умиротворяющим однотонным фоном.

Картинки по запросу жерар гаруст

Покровителем Монса является Святой Георгий, его изображения украшают городские здания и церкви. Потому неудивительно, что Гаруст, приглашенный в 2000 году украсить Свадебный зал в городской Мэрии, тоже выбрал тему «Святой Георгий поражает дракона». Но он связал образ Святого Георгия с торговыми ярмарками, которыми славился Средневековый Монс. Получились монументальные фрески, по интенсивности и красочности напомнившие фрески Микеланджело в Сикстинской капелле. Все фигуры куда то стремятся. Святой Георгий вылетает на красном осле. На огромной трубе застрял конь, от него остались копыта, а вместо его морды труба. Мимо пролетает фигура в желтом камзоле с разящим луком в руках. Мир внизу разделен на праведников и грешников. Кое- где мелькают ярмарочные торговые ряды.

В зале Святого Георгия помимо ‘La Dive Bacbuc’ есть еще одна инсталляция Гаруста, хотя ее трудно так охарактеризовать. Она состоит из «Les Indiennes», больших полотен, расписанных акриловыми красками. Художник перенял старинный обычай расписывать большие полотна и затем их использовать во времена карнавалов для украшения церквей или во время религиозных церемоний. Обычно на них изображались сцены из Библии. Но в Европу этот обычай пришел из Южной Америки после ее открытия. Индейцы делали то же самое во время своих праздников. Теперь во Франции некоторые торговые центра продолжают эту традицию, и Гаруста иногда приглашают для украшения помещений такими полотнами. Его полотна напоминают театральные занавесы или гобелены.

В зале Святого Георгия Гаруст создал из ’Les Indiennes’ лабиринт, где висячие полотна разделялись узкими проходами, по ним можно было ходить и разглядывать произведения художника, пока не окажешься перед выходом, причем совершенно неожиданно.

Картинки по запросу жерар гаруст

Замечательная личностная выставка продлится до конца января 2017 года.

Лариса Докторова

Монс, Бельгия